Страницы

вторник, 21 января 2014 г.

Гении виноделия - Дидье Дагено.

Долина реки Луара - уникальное место, где виноградники словно змейка вьются по ветру, которого больше нигде не встретишь.
Капризные сорта винограда - сладкие или сухие, всегда минеральные с легким оттенком, но всегда без лишнего намека на фруктовый вкус.
Обо всем попорядку......
Луара - это родина Рабле и Ронсара, Дю Белле и Декарта, Бальзака, Альфреда де Виньи и Анатоля Франса. Прекрасные замки, увитые розами и нежно-акварельные берега Луары.  Влюбленные в эту провинцию властители подарили ей каменное ожерелье - средневековые крепости, замки-жемчужины Возрождения, дворцы с тенистыми парками и садами.

В жаркий летний полдень время будто замедляется, слышится мерное дыхание дремлющего по берегам  леса. Река течет столь безмятежно, что ей лишь иногда удается собрать достаточно сил что бы слиться в одно русло.
Луара со своими каменистыми берегами продолжает жить в каменном веке, потому виноградники так элегантно вписываются в местный пейзаж. Здесь, на севере Франции, растить виноград можно только подставив спину солнцу, а ночью нагретая за день почва продолжает отдавать свое тепло лозам. Климат Долины Луары в районе Нанта и Анжу является океаническим, в то время как материковое воздействие появляется в районах от Сомюруа до Турени, местные рельефы холмов постепенно останавливают океанические потоки и усмиряют прохладный пыл воздушных масс. От границ Турени к Центру климат меняется, становясь полуконтинентальным, а океаническое воздействие становится все менее заметным.
Река и ее многочисленные притоки играют роль существенного регулятора, способствуя существованию множества микроклиматов, благоприятных для виноградных культур, она содействует появлению очень большого разнообразия вин.
С моей точки зрения, величайшее достижение виноделов Луары - умение ждать, собирая урожай позже, давая возможность винограду хорошенько сформироваться. Они часто не приемлют машинный сбор урожая, считая что машины не могут чувствовать ягоду, не понимая что такое сортировка. Но к сожалению с каждым годом ручной труд применяется все реже, и на смену приходят неодушевленные машины.  
Филипп Форо - философ и проповедник Шенен блан (знаковый сорт винограда в долине Луары) вспоминает:....каких-то пятнадцать лет назад, сортируя ягоды "пока руки не отнимутся" можно было создать великое вино на этой земле, сейчас это удел единиц...".
Луарская земля рожает прекрасные вина - плоды труда местных талантов.  Их здесь не мало, но среди них есть очень неординарные личности, об одном из них хотелось бы сейчас рассказать.
Дидье Дагено был известен как бунтарь, «enfant terrible» - "успешный гений», очень ортодоксальный и даже мятежный. Классически, тот, кто "превью нос" -  создатель, который  бросает вызов, перфекционист, бескомпромиссный дегустатор, «луарский дикарь», никогда не стеснявшийся в критике своих коллег. Он происходил из традиционной винодельческой семьи, с которой он порвал из-за разногласий. После нескольких лет спортивной карьеры профессионального мотогонщика и двух серьезных аварий Дидье вернулся в родные края и решил производить собственные вина - не просто «лучше, чем делают все остальные в округе, а самый выдающийся Совиньон Блан в мире». Однако спорт оставался его страстью: Дагено участвовал в гонках на ездовых собаках, и в этих соревнованиях выигрывал не только европейские, но и мировые чемпионаты.
На винодельне по соседству с деревней St Andelin в Pouilly Fumé Дагено производил культовые вина из совиньон блан – "Buisson-Renard", "Pur Sang" и свое самое знаменитое вино - "Silex". Еще одно культовое вино от Дагено – кюве "Asteroïde" было сделано из винограда, собранного с восемнадцати гряд виноградных лоз. Вина Дагено всегда были огромной редкостью, они производились в небольших количествах на площади всего в 12 га, стоили дорого и были доступны лишь избранным негоциантам. Скажем, "Buisson-Renard" производится на винограднике 1,5 га. Крошечный Clos du Calvaire, был настолько незначительным, что его было решено оградить, как бургундское «Кло», и он все эти годы оставался единственным огражденным стеной виноградником в огруге. Еще один виноградник площадью 3 га был спрятан на склоне между двух рощиц. С этого виноградника под названием La Folie Дагено получал Совиньон Блан для "Pur Sang" и "Asteroïde". Последнее выпускалось в количестве 200 литров в год и стоило 460 евро за бутылку. Работа Дагено не осталась незамеченной. Знаменитый французский критик Мишель Беттан писал, что «благодаря титаническим усилиям и упорной работе на винограднике его чистокровный Совиньон Блан впитывает как губка все оттенки терруара». Однако виноделы Пуйи и Сансера Дагено не любили и утверждали, что "терруар для него ничего не значит" - очень сомнительное высказывание.
Характерно, Дагено никогда не стремился стать членом союза виноделов Пуйи Фюме, предпочитая собственный путь и свои оригинальные методы производства. В частности, не признавая вкуса дуба в винах из совиньон блан, он с 1989 года использовал 500-литровые бочки, и остался им верен долгие годы, поскольку считал, что во Франции «среди бондарей нет ни одного, кто бы знал, как эти бочки делать правильно». Позднее бочки изготавливались специально по его заказу. Таким же противоречивым и бескомпромиссным был подход Дагено к неразрешенным сортам винограда. Он полагал, что использование этих сортов «не считалось ересью 20-25 лет назад, но стало ересью в наши дни». Дагено утверждал, что если климат будет меняться в сторону потепления, виноделам придется подумать о других сортах. Он предлагал попробовать использовать Рислинг или Пти Мелье - малоизвестный сорт, который выращивали когда-то в Сансере, в Аксерруа и в Шампани. По его мнению, эти два сорта, знаменитые своей чистотой и кислотностью, будучи добавлены в количестве 5-10%, могли существенно улучшить вина Луары. Дагено был противником добавления в процессе производстве вина искусственной кислоты и серы, одно время он придерживался биодинамических принципов. В то же время он спокойно принимал шаптализацию, полагая, что в случае ее разумного использования вина получаются более сбалансированными. Одним из последних проектов Дагено было производство сладкого вина Les Jardins de Babylone в Жюрансоне.
К великому сожалению мы теряем лучших, в авиакатастрофе в Дордони погиб Дидье Дагено, ему было 52 года. У него осталась жена Сюзанна и четверо детей. 
Вина этого мастера очень неординарны и сложны, но попробовать их стоит. Сейчас после смерти метра, его вина подорожали, но при желании  их можно найти.
Попробуйте талант на вкус. 

8 комментариев:

  1. Сергей, где Вы берёте столько интересной информации? Так здОрово!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень интересные производители и неординарные люди.
      Про вина неговорю - если с бокальчиком поиграть, феерическая штука получается.

      Удалить
  2. Очень интересная статья. Пробовала "Silex" - великолепное вино! Стоимость, конечно же, запредельная 72 евро во Франции, но нисколько не пожалела. Очень жаль, что в России это вино не купить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Pur Sang" с дымком получается, немного больше кремния чем в Силекс.
      Инями словами с Гаргонзолой хороршо пойдет....

      Удалить
  3. Спасибо, Сергей.
    Весьма познавательно, конечно.
    Но вот полагаю, что попробовать легендарные вина Дагено теперь будет весьма сложно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В европе можно достать в хороших бутиках, правда цена будет от 100 Е.

      Удалить
  4. А я вот всё никак не рискну вино купить на выходные. Болею с него. сильно болею.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр, начните с простого.
      Бутылочку легкой Риохи и кусочек телятинки пожарьте на оливковом масле.
      Салатик, причем зелени побольше.
      Рядом поставьте стаканчик воды без газа.
      Съеште все, а вот выпейте всего один бокальчик, оставшимся вином кого-нибудь угостите.
      Немного вина и хорошая мясная еда не должна вскружить вам голову.
      Приятного аппетита.

      Удалить