В конце прошлого века, всплеск интереса к винам из ронских сортов винограда был связан прежде всего с тем, что виноделы этого региона Франции наконец-то научились подчеркивать чувственность в своих винах, вместо того, что бы делать большие фруктовые бомбы.
Сейчас трудно в это поверить, но в 60-70-х годах ронские сорта были мало кому известны и не особенно популярны, но за последние три десятилетия быстро распространились по всему миру, и по количеству создаваемых культовых вин скоро будут соперничать с бордоскими сортами. Здесь немало потрудился влиятельный американский критик Роберт Паркер. Эти вина давно являются его любимчиками, особенно Chateauneuf-du-Pape.
Так же этому явлению помогла череда отличных урожаев в долине Роны - 1995, 1997, 1998, 2000, 2003 года, давших отличные долго развивающиеся вина-шедевры.
Один из феноменальных сортов, чья популярность последнее время взлетела вверх, является сира (или шираз - в Австралии и странах Нового Света).
Вместе с тем сира отличается покладистым характером: рано созревает, редко болеет, практически не подвержена гниению, а самое главное отлично передает особенности почвы и климата (терруар), что позволяет делать вина разных стилей.
Вторая причина популярности сира, это невероятный рост активности интереса к его собрату ширазу из Австралии, где он стал символом местного виноделия.
Шираз появился в этих краях еще в середине XIX века, где из него научились делать добротные коммерческие вина, а в 80-х годах прошлого века виноделы вышли с ним на международный рынок и добились потрясающих результатов.
В Австралии Макс Шуберт (хозяйство Penfolds Grange) впервые стал использовать маленькие бочонки из американского дуба для завершения ферментации, эта технология повлияла на стабилизацию цвета и сглаживание структуры вина, и вино выстрелило, став первым TOP-ом из Австралии.
Вскоре Марсель Гигаль во Франции перешел на маленькие бургундские бочки (пиесы) из нового дуба (ароматы французского дуба легче - чем американского), вот-так получился изысканный и элегантный сира. Золотой дождь 100-бальных оценок сыплется на вина Cotes-Rotie Марселя Гигаля: La Landonne, La Mouline, La Turque (в народе их называют - Ла-Ла-Ла) до сих пор.
Для выдержки более северных ширазов Австралии, был изобретен "ассамбляж бочонков": 20% из американского дуба и 80% из французского.
Попробуйте таких метров Австралийского стиля, как Питер Леман, Боб Маклин, Стюарт Блеквел, Роберт О'Каллаган - ширазы из долины Баросса, я думаю вы не пожалеете.
Давайте вспомним еще один очень интересный сорт - гренаш, который, по-моему, заслуживает так-же пристального внимания. Об этом сорте известно немного, поэтому многие наверно удивятся такому факту - по площади посадок он занимает второе место в мире. Его опережает только белый айрен, оккупировавший треть испанских виноградников.
Начиная с 1998 года в долину Роны пришла череда великолепных урожаев. Основой для большинства красных вин здесь служит гренаш. Местные виноделы говорят, что он отличается высокой кислотностью, мягкими танинами и довольно сильным содержанием алкоголя, но часто не обладает достаточной структурой и устойчивостью, поэтому нуждается в поддержке других сортов: мурведра, сира, кариньяна, марсана и русана.
Хотя прославился этот сорт в южной части долины Роны, родиной его считается север Испании, провинция Арагон, где он называется гарнача. Отсюда он распространился по южным склонам Пиренеев и попал во французский Руссельон - провинцию, до 1659 года четыре века находившуюся под властью Арагона.
В Риохе его начали выращивать после эпидемии филоксеры, случившейся в 1901 году.
Существует еще одна, итальянская версия происхождения гренаша. Жители итальянского острова Сардиния называют этот сорт - каннонау. Они считают, что гренаш перебрался из Сардинии в Испанию, когда остров находился под властью Арагонского княжества (1297-1713 год).
Как бы там ни было, сегодня гренаш - самый распространенный красный сорт Испании, один из важнейших сортов юга Франции - южной Роны, Лангедока-Руссельона, Прованса (где из него производят прекрасное розе) и Корсики, третий по значимости сорт Австралии, а так же он все чаще встречается в Италии, Калифорнии, Южной Африке и Израиле.
Еще в начале 80-х годов насчитывалось всего 32 гектара, на которых выращивался белый виноград вионье, а сегодня с этим ронским сортом пытаются экспериментировать виноделы всего мира..... Парадокс?
В свое время этот виноград оказался на грани вымирания. Это объясняется его невероятно сложным и капризным характером: он поздно созревает, склонен к подгниванию и сбросам цветков (происходит в момент цветения, но завязи плодов не образуются), при этом он дает довольно низкий урожай. С другой стороны, никакой другой сорт не дает вино с таким поразительным букетом (спелых абрикосов, груши, майских цветов и меда). вот причина, по которой виноделы готовы идти на риск что-бы сделать вино из вионье.
Сохранился этот сорт благодаря виноградарям из винодельческой зоны Кодрие в Северной Роне, несмотря на сложность выращивания его на террасах и ручного сбора.
Из Кодрие вионье быстро распространился за границу: в Италию, Испанию, а так же за океан в Калифорнию, Австралию и Аргентину, где его богатый аромат еще более уплотнился и дополнился букетом экзотических ягод, ароматом орхидей и мускуса. Столь пряные оттенки стали отличительной особенностью вионье из Нового Света.
Если популярность вионье будет расти с той же скоростью, у него есть все шансы стать еще одной сенсацией родом из долины Роны.
Посему, заканчивая свой монолог, призываю всех не пренебрегать столь удивительными и многогранными сортами южной части Франции, где собраны поистине знаковые и многообещающие шедевры местного виноделия. Вместе с кулинарией данного региона они могут доставить немало приятных минут вам и вашему любимцу - желудку.
Дерзайте......пробуйте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий