Страницы

воскресенье, 2 сентября 2012 г.

Эволюция винной этикетки

                                             
Винная этикетка - маленький клочок бумаги наклеенный на бутылку, какую информацию она несет......так ли она важна...???
Множество вопросов на которые стоит попытаться ответить. 
С момента своего появления  этикетка несколько раз менялась до полной своей неузнаваемости как форму, так и содержание. Улучшая свой внешний вид она превратилась в один из основных инструментов в борьбе за внимание потребителя. 


Помогать потребителю получать информацию о продукте - ее главное предназначение. 

Изобретателем винной этикетки многие эксперты считают вдову Клико. Будто-бы еще в XVIII веке, знаменитая гранд-дама Шампани, одной из первых  среди виноделов, наклеивала ярлыки на свои экспортные бутылки.


Это событие напрямую связано с изобретением бутылки, позволившее начать транспортировку вина по всему миру с указанием названия вина и места производства. Раньше вино транспортировалось в бочках (они маркировались мелом, печатью или биркой), а к столу подавалось в графинах. 



Первая классификация вин появилась во Франции, в середине XIX века. Регламентация надписей на этикетках была введена по инициативе самих производителей, которые стремились защитить свое вино от подделок.  
В XX веке винная этикетка это не только элемент дизайна бутылки, но и предмет коллекционирования любителей вина. С самого начала винной истории  искусство служило для популяризации виноделия (некоторые этикетки украшали известные художники). Была у этого явления и обратная связь: большинство винных коллекционеров очень хорошо осведомлены о художественных течениях и творческих стилях известных художников всего мира.
Мы знаем, по меньшей мере несколько примеров в истории виноделия, когда искусство и винопроизводство шли "рука об руку". 
История знаменитого поместья Chateau Malrome, в XIX веке принадлежало представительнице старого аристократического рода графине  Тулуз-Лотрек. Ее сын, известный художник Анри де Тулуз-Лотрек умер еще молодым. Безутешная мать в память о сыне начала печатать фрагменты его картин и эскизов на бутылках Chateau Malrome. Наследники верно чтили эту традицию, и нынешний владелец замка по сей день остается ей верен. 



Но самый известный пример из жизни этикеток, считается проэкт Ротшильдов.
Барон Филип де Ротшильд, выкупивший замок Brane-Mouton в 1853 году - был талантливым комерсантом и  большим любителем живописи. Первую авторскую этикетку для своего вина он заказал в 1924 году известному графику Жану Карлю. Удача пришла к нему не сразу. До окончания Второй мировой войны других желающих создать этикетку для его вина так и не нашлось. Но он нисколько не сомневался в успехе своего предприятия повторив эксперимент в год великой победы (этикетка была украшена буквой "V" - виктория, победа). Продолжив уникальную традицию, барон смог заинтересовать некоторых художников, которые поддержали его идею.


В последствии многие миллезимы его вин были украшены работами таких знаменитых мастеров, как Пабло Пикассо, Марк Шагал, Сальвадор Дали и многих других, включая представителей русской художественной школы - основоположника обстракционизма Василия Кандинского и основателя концептуализма Ильи Кабакова. Согласно традиции, платой за работу художникам служили 10 ящиков вина, включая вина с данной этикеткой.
Нынешняя наследница поместья, баронесса Филиппина де Ротшильд активно использует коллекцию собранных этикеток, эти произведения искусства путешествуют по музеям всего мира. Эскизы этикеток, как и вина Ротшильдов, продаются на аукционах за астрономические суммы.

 Известно так же, что пристальное внимание этикетке всегда уделяли производители и коллекционеры крепких напитков. Интересен пример компании The Macallan (произведенный в 1926 году виски и был розлит по бутылкам в 1986 году), причем первые 12 бутылок партии вышли в продажу с этикетками работы американского художника Сэра Питера Блейка (создавшего обложку альбома группы "Beatles" - Sergeant Pepper's Lonely Heart Club Band). 


Затем, в 2001 году, случился прецидент - впервые в истории виски, была продана бутылка виски Macallan 1926 года (огромная сумма 15.000 фунтов) без этикетки (по условиям сделки покупателю предоставлялось право разработать собственный дизайн этикетки). И это далеко не единичные случаи. 




 Сегодня все больше смелых виноделов Нового Света обращаются не только к оригинальным этикеткам, но и экспериментируют с названием самого вина (True Frogs, Monkey Bay, Smoking Loon и тд.). Некоторые компании размещают на этикетках провокационные надписи и вызывающие изображения - обнаженные натуры, зеленых человечков и тд., но большинство производителей делает это, все же цивилизованным способом.  Маркетологи утверждают, что такие инновации приходятся по душе многим, особенно молодежи. Данные нововведения еще мало понятны покупателям, но как утверждают специалисты-маркетологи, в будущем на светских мероприятиях вино с названием "Прыжок лягушки" вполне может потеснить напитки с классической этикеткой......Ну что же, посмотрим.  



Ведущий испанский производитель кавы, компания Грамона, выпустило на рынок коллекцию превосходного 10-летнего Шардоне в элегантных магнумах с необычной, яркой росписью. К изготовлению этой коллекции были привлечены знаменитые мастера Каталонии и Испании ( Modest Cuixar, Rafael Canogar, Albert-Rafols Casamada, Josep Guinovart and J.M. Broto). 


Нестандартно подошел к оформлению бутылок культовый винодел - Альфонс Мелло. Элегантные, тонкие и изысканные, с неповторимой стилистикой - таковы не только знаменитые сансеры и пино нуары знаменитого биодинамиста, но и этикетки на его винах. Эскизы на них создавались оригинальным способом - художником были скомпилированы изображения людей, лозы и грозди спелого винограда - те составляющие, которые лежат в основе философии винодельни.






Этикетка совершенствовалась вместе с распространением и развитием вина, играя немалую роль в его популяризации. Пройдя долгий путь эволюции, она со временем превратилась из клочка обычной бумаги в целое направление культуры и искусства.


2 комментария:

  1. Не знала, что такие именитые мэтры как Пабло Пикассо, Марк Шагал, Сальвадор Дали оформляли винные этикетки. Хорошая статья!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень многие художники, кто еще не пробовал себя в этом жанре - готовы попробовать, если будут такие приглашения....
      Спасибо за отзыв, вы всегда балуете меня своим вниманием.

      Удалить