Страницы

пятница, 28 сентября 2012 г.

Цена на вино (продолжение).

Вопрос ценообразования не может не волновать каждого из нас, все мы ходим в магазин и являемся покупателями, поэтому более детальный разбор этого вопроса, мне показался разумным. Своими выводами я решил поделиться с тем, кому это может показаться интересным.  
 Почему одна бутылка стоит дороже другой, а некоторые настолько дороги, что часто нам не по карману. Всему есть своя причина, или группа факторов влияющих на сей феномен. Выяснить это - наша задача. 

Первый, базовый фактор - это стоимость сырья, то есть винограда, который негоцианты скупают у виноградарей, а для виноделов, являющихся собственниками земли - стоимостью этих виноградных гектаров.
Цена земли определяется множеством факторов, включая экспозицию участка, высоту над уровнем моря, тип почвы, возраст лоз и их классификация и многое другое. Так же важны маркетинговые коэффициенты страны, региона и зоны производства. Наконец зоны производства не одинаково распознаются на разных рынках. Пример: Barolo (вино из сорта неббиоло) имеет гораздо большее признание чем другое вино из сорта неббиоло, к примеру из Вальтеллины. Признание земель складывалось исторически, и рост цен был мотивированным и постепенным.
Стоимость винограда может формировать до 60% цены на вино (американские виноделы считают, что бутылка вина должна стоить 0,01% от стоимости тонны винограда). Цена же винограда отличается в зависимости от сорта и спроса на него.
Условная оценка (за тонну), примеры:
Средняя стоимость винограда в Шампани (Франция) в 2010 году)) - 5500-6000 евро. 
Неббиоло в Пьемонте - 3500-5500 евро. 
Шардоне в Кот де Боне (Бургундия) - 2700 евро. 
Негоцианты платят за кр. виноград в Компании (Италия) - 1500 евро.
 В южноафриканском Стеленбоше запрашивают за белый виноград - 1000 долларов, а вот за красные (причем благородные сорта) - всего 200-250 долларов. 
Оснащение винодельни, также влияет на ценообразование. Винодельня должна постоянно обновляться. И хотя каждый винодел понимает, что вино - это бизнес, не приносящий скорой прибыли, хотя бы 10% прибыли он будет включать в стоимость своего продукта. 

 Если вино проводит два года в барриках и еще некоторое время выдерживается в бутылках, то речь идет о долгосрочном проекте, причем каждый месяц винодел платит зарплату сотрудникам, оплачивает счета за электроэнергию, налоги и пр..Разумеется, все эти расходы будут включены в цену вина. 
Отдельной строкой идет дуб (бочки), многие виноделы выбирают для выдержки своих вин каждый раз новые бочки, а это 200-250$ (американский дуб), до 600 евро (французский) баррик, В баррике 300 бутылок. Получается, что цена баррика на бутылку вина - 2 евро. Очевидно, что вино от 4-12 евро не имеет к дубу никакого отношения, оно должно быть легким и фруктовым, а если присутствует дубовый (ванильный) оттенок, то скорее всего в производстве использовали дубовые чипсы (деревянные брусочки, стружка) - это абсолютно коммерческий ход. В сущности дубом прикрывают недостатки исходного сырья. При производстве высококачественных вин, бочки используются ради правильного течения окислительных процессов (пористость дуба обеспечивает дозированный доступ кислорода).
Дубовая арифметика:
Вина от 3,5 евро (в стране производителе) - простое, легкое вино без контакта с дубом, если он присутствует - это чипсы. 
Вино от 6 до 10 евро - может выдержано в старых бочках, но следует уделять внимание марке и производителю. 
Вино от 10 евро, может быть выдержано в бочке, с поправкой на биржевую стоимость сырья и стоимость земли. Вино с юга Франции вполне может быть выдержано в новых барриках.
Исключение: довольно часто виноделы покупают использованные 2-3 летние бочки, раньше такая бочка стоила 600 евро, а теперь продается за 40-50, то есть наценка на бутылку составляет всего 20%.
Одной из проблем современной винодельческой Европы является либеральное трудовое законодательство, развратившее даже традиционно трудолюбивых крестьян - это лимитированные законом 35 рабочих часов (в неделю), при минимальной зарплате 1250 евро. Хозяин винодельни вынужден привлекать неквалифицированную рабочую силу, а это потеря качества при сборе урожая или вдвое, а то и в трое большая плата своим землякам, если винодел выбирает последнее, все это ведет к повышению цены на вино.  Дешевая рабочая сила - основной фактор дешевизны вина из Нового Света.
Пробка и бутылка, так же влияет на цену вина. Если вино стоит от 20 евро, оно требует дорогую бутылку и привлекательную этикетку. Для вин, рассчитанных на долгое хранение, нужны дорогие пробки. 
Композитная, то есть склеенная пробка стоит 0,05 евро, а португальская (6 см.) из цельного куска коры - 3-3,5 евро, опять же выдавленное имя производителя еще утяжеляет цену.
Огромную роль играет коэффициент имени производителя. Важнейшим параметром престижа является способность сохранять высочайшее качество при увеличении объемов производства. Сделать, к примеру, 10 тысяч бутылок "рейтингового вина" гораздо проще, чем,например, 400.000 бутылок Chateau Margaux. 
Поговорим о прочих расходах.
После того как вино покинуло погреб винодела, оно пройдет еще множество шагов до потребителя. 
Налоговое законодательство снисходительно к виноделам почти во всей Европе. Во Франции, налог на бутылку вина 0,75 л. составляет всего 5 евроцентов, это совершенно не много, государство покровительствует виноделам, но это не касается НДС, составляющего 19,6% - во всей Европе. 
Во Франции большой налог на наследование, это стало одной из главных причин продажи в чужие руки крупных бордосских шато. Так же на цену вина влияют ряд косвенных налогов, один из них, так называемый,  налог на солидарность - касающемся владельцев состояния превышающего 760 тысяч евро. 
В Италии, налоги чуть выше, акциз колеблется в районе 10 евроцентов, и только в США и в некоторых странах Нового Света, где вино не является частью национального достояния, прямые налоги на винодела доходят до 1,5 евро pа бутылку. 
Огромную роль , так же играют рейтинги и пресса. Считается, что расходы на рекламу составляют до 15% стоимости бутылки.
Разными каналами рекламы будут пользоваться авторские и более массовые вина. Основной канал первых - сэмплинг (дегустации в рамках рейтингов, презентаций, мастерклассов и выставок). 
Основной канал вторых - имиджевая реклама (их вина бесполезно пробовать), например как шампунь или мыло, стоимость может составлять половину цены товара.  
Еще одна статья расходов - импорт (акцизы, налоги и пошлины которыми облагается импортер). Рынок цен для вин разных ценовых категорий  формируется по разному. Если вина категории 15 евро продаются в больших объемах, то наценка осуществляется минимальная, чем для вин от 50 евро продающихся  "вручную" - в ресторанах и специализированных бутиках. Если вино лежит на полке полгода, то увеличение цены до 50%  может быть обусловлено именно этим фактом. 
К счастью, бурное развитие виноделия во всем мире обеспечило появление огромной армии вин,  не только качественно  сделанных, но и обладают индивидуальностью и даже экспрессией. Невозможно предположить, что больше понравится современному потребителю - известное бордо (из мерло) за 60-70 евро, или качественное чилийское мерло , но по цене в 5-6 раз дешевле. Именно по этому многие не понимают, почему иное дорогое вино так высоко оценено критиками. Винные критики обычно оценивают вина с большим потенциалом развития, именно за это они ставят высокие балы. В молодом возрасте такие вина обычно жесткие и малоинтересные, попробовав их в таком состоянии можно здорово разочароваться, посчитав себя обманутым. 
Один факт совершенно очевиден, найти добротное вино от 5 до 10 евро (европейские цены) - это настоящее открытие, и в любом случае, это удачно потраченные деньги. 
Про дорогие вина такое можно сказать не всегда. 
Заканчивая свою статью, хочу пожелать всем любителям вина - не гоняться только за "рейтинговыми винами", а больше обращать внимание, на вина (часто более зрелые)  недорогой ценовой категории. 
Очень надеюсь, что моя статья помогла вам  немного разобраться в таком непростом вопросе, как формирование цены на вино.

Комментариев нет:

Отправить комментарий