среда, 22 апреля 2015 г.

Коньячные традиции Украины.

Стоит один раз попробовать хороший коньяк, и невозможно не "влюбиться в него по ущи". Прелесть коньяков смогли оценить миллионы людей в различных странах мира. Именно поэтому многие стремятся создать свой собственный продукт, максимально похожий на знаменитый коньяк Франции. Одним это не удается, а другие заметно преуспели в данной области. Вот о таких талантливых мастерах хотелось бы рассказать. Украинские мастера.

Кому то может показаться, что им повезло, но дело не везении, а скорее в опыте и скрытых талантах мастеров Украины, а также в благоприятных климатических условиях некоторых областей страны. Как  и положено - напитки, произведенные методом двойной перегонки виноградного вина за пределами Франции, не имеют право носить гордое имя «коньяк» и должны называться «бренди». Но с другой стороны замечательный украинский “коньяк” Шабо или Шустов трудно называть бренди.  В странах СНГ (в том числе на Украине) и России все напитки, произведенные путем дистилляции вина, принято называть коньяками. Причина подобного смешения терминологии кроется непосредственно в самой истории развития коньячной индустрии еще во времена царской России, а также в особых маркетинговых стратегиях и современных рекламных кампаниях данных стран.
 Но мы с вами люди правильные, будем называть как положено.
Итак, лучшие бренди  Украины ведут свою историю с XIX века, а заслуга по созданию одного из первых напитков, получившего название украинский коньяк , принадлежит легендарному мастеру-виноделу Николаю Леонтьевичу Шустову. Сегодня, как и несколько десятилетий назад, очаги производства коньяка на Украине находятся в таких традиционных винодельческих районах, как Крымский полуостров и Причерноморье. За это стоит благодарить матушку-природу, создавшую прекрасные климатические условия для произрастания капризного сортового винограда. На Украине виноградари выращивают в основном европейские сорта винограда, которые под воздействием уникальной внешней среды, разумеется, несколько трансформировались и приобрели свои собственные отличительные особенности. Производство коньяков на Украине началось довольно скромно.
 В 1899 году Н.Л. Шустов открыл первый небольшой коньячный заводик в Одессе, который был назван «Н.Л. Шустов и сыновья». Для виноградарства и виноделия Одесса подходила идеально. В  окрестностях города издавна выращивали хороший виноград, кроме того, здесь активно действовали пробочное и бутылочное производства. Предусмотрительный Н.Л. Шустов учел также тот факт, что именно в этом городе вели активную деятельность самые опытные бондари. Все вышеперечисленные факты, несомненно, важны, но главным все же оставалось выгодное местоположение Одессы крупнейшего морского порта. Именно из Одессы в 1911 году на экспорт отправилось около 40% всех российских алкогольных товаров. В общем, лучше места для развития коньячного бизнеса найти было невозможно.
 Коньяки Украины, выпускаемые Шустовым, стали настоящими эталонами алкогольных продуктов в Российской Империи, за свое высокое качество и непревзойденный стиль данные напитки были награждены многочисленными грамотами и получили весьма лестные отзывы от большинства ценителей коньячной продукции. Самый громкий и оглушительный успех пришел к данному коньяку на конкурсе вин и коньяков в Париже в 1900 году.
 С тех пор данный напиток с разрешения французских знатоков получил полное право называться «коньяком», на что и рассчитывал дальновидный украинский винодел. Таким образом, коньяк Украины стал первым не французским коньяком в мировой алкогольной истории, который получил высочайшие оценки от самых придирчивых критиков и самых опытных знатоков коньячного дела - французов. Но это еще не все, Л.Н. Шустов показал себя как талантливейший предприниматель, разработавший эффективную «рекламную программу». Мастер нанимал студентов, которые посещали питейные заведения и требовали у хозяев именно шустовские коньяки Украины. Если таковых в меню не было, то студенты сразу же начинали драку на глазах у всего честного народа. Далее эти скандальные происшествия попадали в местные газеты, а любопытный народ не мог не заинтересоваться напитком, из-за которого разворачивался настоящий мордобой. Этот хитрый рекламный метод Шустова я бы назвала одним из первых удачных пиар-ходов в истории российского бизнеса.
 В те времена, украинское коньячное производство находилось на самом пике своего развития, пока в июле 1914 года не началась Первая мировая война, нанесшая большой ущерб алкогольной индустрии Украины. Коньячные заводы были закрыты, а продажа алкогольных напитков была запрещена. Разумеется, когда виноделы возобновили свою деятельность, производительность заметно сократилась, да и качество коньяков явно «хромало». Все было бы не так безнадежно, если бы за Первой мировой не последовала гражданская война 1917-1921 годов, а за ней  и Вторая мировая. Во время Великой Отечественной войны коньячному производству был нанесен огромный ущерб: на Украине и в Крыму были разрушены все крупные и мелкие коньячные заводы, а виноделие оказалось на грани краха.
На сегодняшний день крах практически наступил. Финансирования нет, и жизнь теплится лишь на голом энтузиазме производителей. Хочется надеяться, лучшие времена для коньячного дела на Украине еще впереди.
Бог им в помощь.

8 комментариев:

  1. Сергей, большое спасибо за эту замечательную экскурсию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отвечу сдержанно.......мерси,
      потупив взгляд.
      Я рад......что в этом виноват.

      Удалить
  2. Спасибо. Очень интересно. К тому же в последнее время предпочитаю коньяк.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень правильный выбор.
      Спасибо за отзыв.

      Удалить
  3. Привет, Сергей!))) Очень интересная информация. Спасибо!))) Я совершенно не пью крепких напитков, но теперь подумалось "А может попробовать капельку коньяка?")))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хороший выбор.
      Что-то вы пропали. Заходите почаще.

      Удалить
    2. Долго и сильно болела. Была одна цель - выжить)).... И вот я снова с вами))) Вчера в гостях отмечала праздник. Пили какую-то сладкую наливку - называется "Миндаль на коньяке". Не могли бы Вы объяснить мне , если крепость коньяка 40 %, то почему в названии наливки /или это вообще ликёр такой/ - слово коньяк? Я посмотрела - крепость 24%. Это что-то смешанное с водкой наверно? Я запуталась...(((

      Удалить
    3. Рад, что с вами все в порядке.
      Наливка - смесь ароматного сиропа (натурального или нет) с коньячным спиртом, причем в России коньячный спирт ничего общего с коньяком не имеет.
      (как и коньяк с Россией, сорт уньи блан (из которого производится коньяк в Области Коньяк, у нас не растет).
      Правильно этот спирт надо называть Бренди.
      ТО, что чаще всего продают, это смесь искусственного сиропа и спирта сырца (такой чаще всего используют для производства тортов).
      Побольше сиропа и сахара и мы уже не чувствуем спиртового огара (в чистом виде такой спирт слишком канцентратен и резок).
      Французская альтернатива - Пино де Шарант (ликерное вино, не путать с Ликером, производят большинство Коньячных домов Франции) Цена в Москве 1500-2000 р.
      Алкоголь - 18-22%.
      И никакой головной боли.

      Удалить