Стоит один раз попробовать хороший коньяк, и невозможно не "влюбиться в него по ущи". Прелесть коньяков смогли оценить миллионы людей в
различных странах мира. Именно поэтому многие стремятся создать свой
собственный продукт, максимально похожий на знаменитый коньяк Франции. Одним
это не удается, а другие заметно преуспели в данной области. Вот о таких
талантливых мастерах хотелось бы рассказать. Украинские мастера.
Кому то может показаться, что им повезло, но дело не везении, а скорее в опыте и скрытых талантах мастеров Украины, а также в благоприятных климатических условиях некоторых областей страны. Как и положено - напитки, произведенные методом двойной перегонки виноградного вина за пределами Франции, не имеют право носить гордое имя «коньяк» и должны называться «бренди». Но с другой стороны замечательный украинский “коньяк” Шабо или Шустов трудно называть бренди. В странах СНГ (в том числе на Украине) и России все напитки, произведенные путем дистилляции вина, принято называть коньяками. Причина подобного смешения терминологии кроется непосредственно в самой истории развития коньячной индустрии еще во времена царской России, а также в особых маркетинговых стратегиях и современных рекламных кампаниях данных стран.
Итак, лучшие бренди Украины ведут свою историю с XIX века, а
заслуга по созданию одного из первых напитков, получившего название украинский
коньяк , принадлежит легендарному мастеру-виноделу Николаю Леонтьевичу Шустову.
Сегодня, как и несколько десятилетий назад, очаги производства коньяка на
Украине находятся в таких традиционных винодельческих районах, как Крымский
полуостров и Причерноморье. За это стоит благодарить матушку-природу, создавшую
прекрасные климатические условия для произрастания капризного сортового
винограда. На Украине виноградари выращивают в основном европейские сорта
винограда, которые под воздействием уникальной внешней среды, разумеется,
несколько трансформировались и приобрели свои собственные отличительные
особенности. Производство коньяков на Украине началось довольно скромно.
В 1899 году Н.Л.
Шустов открыл первый небольшой коньячный заводик в Одессе, который был назван
«Н.Л. Шустов и сыновья». Для виноградарства и виноделия Одесса подходила
идеально. В окрестностях города издавна
выращивали хороший виноград, кроме того, здесь активно действовали пробочное и
бутылочное производства. Предусмотрительный Н.Л. Шустов учел также тот факт,
что именно в этом городе вели активную деятельность самые опытные бондари. Все
вышеперечисленные факты, несомненно, важны, но главным все же оставалось выгодное
местоположение Одессы крупнейшего морского порта. Именно из Одессы в 1911 году
на экспорт отправилось около 40% всех российских алкогольных товаров. В общем,
лучше места для развития коньячного бизнеса найти было невозможно.
Коньяки Украины,
выпускаемые Шустовым, стали настоящими эталонами алкогольных продуктов в
Российской Империи, за свое высокое качество и непревзойденный стиль данные
напитки были награждены многочисленными грамотами и получили весьма лестные
отзывы от большинства ценителей коньячной продукции. Самый громкий и
оглушительный успех пришел к данному коньяку на конкурсе вин и коньяков в
Париже в 1900 году.
С тех пор данный
напиток с разрешения французских знатоков получил полное право называться
«коньяком», на что и рассчитывал дальновидный украинский винодел. Таким
образом, коньяк Украины стал первым не французским коньяком в мировой
алкогольной истории, который получил высочайшие оценки от самых придирчивых
критиков и самых опытных знатоков коньячного дела - французов. Но это еще не
все, Л.Н. Шустов показал себя как талантливейший предприниматель, разработавший
эффективную «рекламную программу». Мастер нанимал студентов, которые посещали
питейные заведения и требовали у хозяев именно шустовские коньяки Украины. Если
таковых в меню не было, то студенты сразу же начинали драку на глазах у всего
честного народа. Далее эти скандальные происшествия попадали в местные газеты,
а любопытный народ не мог не заинтересоваться напитком, из-за которого
разворачивался настоящий мордобой. Этот хитрый рекламный метод Шустова я бы
назвала одним из первых удачных пиар-ходов в истории российского бизнеса.
В те времена, украинское
коньячное производство находилось на самом пике своего развития, пока в июле
1914 года не началась Первая мировая война, нанесшая большой ущерб алкогольной
индустрии Украины. Коньячные заводы были закрыты, а продажа алкогольных
напитков была запрещена. Разумеется, когда виноделы возобновили свою
деятельность, производительность заметно сократилась, да и качество коньяков
явно «хромало». Все было бы не так безнадежно, если бы за Первой мировой не
последовала гражданская война 1917-1921 годов, а за ней и Вторая мировая. Во время Великой
Отечественной войны коньячному производству был нанесен огромный ущерб: на
Украине и в Крыму были разрушены все крупные и мелкие коньячные заводы, а
виноделие оказалось на грани краха.
На сегодняшний день крах практически наступил.
Финансирования нет, и жизнь теплится лишь на голом энтузиазме производителей.
Хочется надеяться, лучшие времена для коньячного дела на Украине еще впереди.
Бог им в помощь.
Сергей, большое спасибо за эту замечательную экскурсию.
ОтветитьУдалитьОтвечу сдержанно.......мерси,
Удалитьпотупив взгляд.
Я рад......что в этом виноват.
Спасибо. Очень интересно. К тому же в последнее время предпочитаю коньяк.
ОтветитьУдалитьОчень правильный выбор.
УдалитьСпасибо за отзыв.
Привет, Сергей!))) Очень интересная информация. Спасибо!))) Я совершенно не пью крепких напитков, но теперь подумалось "А может попробовать капельку коньяка?")))
ОтветитьУдалитьХороший выбор.
УдалитьЧто-то вы пропали. Заходите почаще.
Долго и сильно болела. Была одна цель - выжить)).... И вот я снова с вами))) Вчера в гостях отмечала праздник. Пили какую-то сладкую наливку - называется "Миндаль на коньяке". Не могли бы Вы объяснить мне , если крепость коньяка 40 %, то почему в названии наливки /или это вообще ликёр такой/ - слово коньяк? Я посмотрела - крепость 24%. Это что-то смешанное с водкой наверно? Я запуталась...(((
УдалитьРад, что с вами все в порядке.
УдалитьНаливка - смесь ароматного сиропа (натурального или нет) с коньячным спиртом, причем в России коньячный спирт ничего общего с коньяком не имеет.
(как и коньяк с Россией, сорт уньи блан (из которого производится коньяк в Области Коньяк, у нас не растет).
Правильно этот спирт надо называть Бренди.
ТО, что чаще всего продают, это смесь искусственного сиропа и спирта сырца (такой чаще всего используют для производства тортов).
Побольше сиропа и сахара и мы уже не чувствуем спиртового огара (в чистом виде такой спирт слишком канцентратен и резок).
Французская альтернатива - Пино де Шарант (ликерное вино, не путать с Ликером, производят большинство Коньячных домов Франции) Цена в Москве 1500-2000 р.
Алкоголь - 18-22%.
И никакой головной боли.