Страницы

воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Культовые вина Калифорнии.

                                                     

Американцы всегда отличались особым упорством в отстаивании своих "национальных привычек", это так же касается вин, обладающими типичным американским вкусом.
Калифорнийские культовые вина или "супер кэбы", что означает это понятие и когда оно появилось?
Культовая Калифорния - категория очень неоднозначная с совершенно неоправданными ценами и амбициями, как считают многие, но как только кто-то очень щедрый устраивает расширенную дегустацию на эту тему, тут же пытаются правдами и неправдами постоять хотя бы рядом в надежде, что может повезет что-то попробовать. Причем многие знают, что ничего особенного с точки зрения качества, стиля и вкуса, что оправдывало бы такое идолопоклонство, в этих винах нет. Но приобщиться к узкому кругу все равно считается круто и суперкруто. На этих человеческих слабостях и выстроен весь фундамент политики культовых виноделов. И пока он незыблем.
Основной фундамент - это пресловутые подписные листы, ограничивающие круг приближенных и фиксирующие элитарное явление. Но обо всем по порядку.
В 70-х годах некоторые калифорнийские виноделы, которые еще не мечтали сравнивать себя с лучшими образцами бордо, продавали свои вина по подписке, делали почтовую рассылку с сообщением о выходе вина, заинтересованным потом вино высылалось бандеролью. Так у виноделов которые не могли позволить себе рекламу, постепенно сложился круг покупателей. Эта непритязательная модель касалась вин в категории 6-12 долларов, очень редко цена доходила до 20 долларов. Причина была простая, дороже вина в те времена в Калифорнии не выпускались. Хотя вина-иконы Америки в те времена существовали, но они не считались тогда культовыми. Став ими позже.
Если вы думаете, что Культовые калифорнийские вина - это Opus One или Insignia, то вы глубоко ошибаетесь. Эти два вина производятся слишком в большом количестве  (редкие, это когда 500-1500 коробок, а лучше если еще меньше), да и стоят эти двое 180-200 долларов (в США), это разве цена. Культовые - это те, которые почти невозможно купить. Простой  человек, не гоняющийся за раритетами никогда не столкнется с ними в обычной жизни. Даже в американских ресторанах самого высокого уровня они встречаются очень редко.
Стоит отметить, что Роберт Паркер национальное виноделие поддерживает очень последовательно, за последние 10-12 лет поставив 100-бальные оценки 15 культовым винам (Калифорнийским каберне, или "кэбам" как их величают в народе). И 21 раз эти категории получили 99 балов, а для примера Wine Spectator (WS) только одно вино из Калифорнии оценил в сотню, это было Bryant Family 1996 года. Всего у WS - 42 вина удостоились максимального бала среди красных вин, и лишь 8 получили 99 балов.


Всего у Паркера имеют 100 бальную оценку 55 бордоских вин (включая старые винтажи), в Бургундии только DRC и Domain Leroy получили максимальную оценку, 44 ронских, 8 австралийских, 16 американских (15 кэбов и еще одно сира) и два Тосканских. 

Именно здесь проявилась страсть Паркера к гиперконцентрированным, суперэкстрактивным "винам бомбам", за что часто упрекают Паркера его европейские коллеги. 
Как же стать подписчиком культовых виноделен. Вы посылаете письмо на винодельню о том, что хотите стать подписчиком. Рассмотрев кандидатуру винодельня заносит вас в лист ожидания - обычно, это очередь в несколько тысяч человек. Счастливчики стоящие в актуальном  подписном листе, ежегодно получают от винодельни сообщение сколько бутылок вин они должны купить и по какой цене. Если подписчик отказывается выкупить лот, он тут же исключается, а на его месте сразу оказывается первый стоящий в листе ожидания. Перепродавать лоты категорически запрещается, однако многие этим промышляю, иногда потому что боятся вылететь из подписного листа, быть в котором ОЧЕНЬ престижно.
Находясь в очереди подписчики имеют возможность покупать вина по релизовой цене винодельни. Через их руки вина попадают на вторичный рынок, где начинается самое интересное - вина взлетают в цене в 10-12 раз.
Пример, у Screaming Eagle (на жаргоне Screagle) - самой культовой винодельни, схема такая. Ежегодно выпускается примерно 6000 бутылок вина (первый урожай был в 1992 году, выпущен в 1996-ом, по цене 50 $, и получил 99 балов от Паркера). Три тысячи из них распространяется по подписчикам, 2000 отправляется в топовые рестораны и 1000 остаются для нужд хозяев. Лист ожидания составляет более 20.000 человек.
Релизовая цена бутылки не превышала 180 $, а на вторичном рынке вино стоит не дешевле  1.000 $, а может и все 2.000 $, в ресторанах же цена легко доходит до 5.000 $.
По тем же принципам происходит реализация других культовых вин.  Совершенно очевидно, что основной куш доставался спекулянтам.
Отследив такую ситуацию на вторичном рынке, виноделы стали повышать цены, например Screagle 2001 года уже стоил - 250 $, в 2003 году - 300 $

Джин Филлипс - бывшая хозяйка Screaming Eagle, создательница феномена калифорнийских культовых вин была агентом по недвижимости, и специализировалась на продаже виноградников. В 1986 году она купила один акр земли в Оуквилле, на котором росло 80 лоз. Она делала домашнее вино в пластиковых бачках, пока кто-то из друзей не посоветовал ей бутилировать свое вино. Джин посоветовалась со своим другом Андре Челищевым - легендарным калифорнийским энологом (русского происхождения). Что бы выпустить первое вино она взяла в банке кредит и купила 57 акров земли. Причем не весь урожай  идет на  Screagle, часть продается соседям до сих пор, потому что урожайность культового вина
 должна поддерживаться на низком уровне, ради высоких цен.

В марте 2006 года хозяйство было продано (сумма точно неизвестна, но говорят она около 30 млн. $ (специалисты считают, что цена просто смешная), новые хозяева решили продать часть оставленного для нужд винодельни вина. В 2003 году подписчики получили предложение купить три бутылки 2003 года (урожай был выпущен осенью) по 500 $ за штуку. Показав всем, что культовая винодельня не желает продавать вино дешевле Premier Grand Cru Бордо. 
Другая культовая винодельня Harlan Estate - предложила по 450 $, хотя годом раньше цена была умереннее -  265 $.
В 2007-08 годах ажиотаж немного спал, и попасть в подписной лист стало проще. В Harlan Estate например, лист ожидания стал 4-6 месяцев, видимо из подписных листов выдавили всех, кто считает деньги, а остались те, кто продолжает ими сорить. Спрос немного поутихнет. Проблема только в том, что вина за такие цены часто не оправдывают ожидания, даже своих релизовых цен.


Хозяйства, которые большинство винных фетишистов признает как культовые:
Screaming Eagle,
Harlan Estate,
Araujo Eisele,
Shafer Hillside Select,
Bryant Family,
Marcassin,
Colgin,
Grace Family.  

 Сейчас в Калифорнии есть ряд не менее интересных производителей - на уровне 100-200 $:
Stadlin Family,
Mountain,
Dominius,
Kisler,
Joseph Phelps (Insignia),
Sine Qua Non,
Peter Michael,
Quilceda Creek. 
, а так же старых знаменитых хозяйств не принадлежащих культовому кругу.
О них в следующей статье.
В конце хотелось бы подчеркнуть главное - культовость не всегда проявление качества, эстетики вкуса и аромата, а лишь гордыни и нездорового самолюбия. Важно ли это?
Пусть каждый выберет свой путь в понимании вина.

Как мне кажется, вина созданные природой и лишь подчеркнуто подправленные кистью талантливого винодела, гораздо интересней и необычней культовых бомб созданных в угоду не слишком развитого вкуса  массового потребителя. При этом теряется легкость и шарм который может дать только природа (терруар), главное не упустить и сохранить это эфемерное ощущение, что подвластно только большому мастеру-виноделу. Вот за такими образцами наверно стоит побегать и потратить немалые деньги. 
Как вы думаете?

Комментариев нет:

Отправить комментарий